Чиркова Т. И., Ступакова И. Н. Отрицание как феномен психологической защиты: анализ социально-генетических аспектов // European research, 2015, № 9(10) - см. журнал
Чиркова Тамара Ивановна / Chirkova Tamara Ivanovna – доктор психологических наук, профессор;
Ступакова Ирина Николаевна / Stupakova Irina Nikolaevna – аспирант,
кафедра социальной и организационной психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме отрицания, как одной из форм психологической защиты. Формулируются основные положения целей, задач и гипотез теоретического и эмпирического исследования феноменологии отрицания в процессе онтогенеза. Обсуждаются социальные причины и факторы развития негативных форм отрицания у детей. Предлагаются принципы разработки психолого-педагогических технологий устранения рисков их возникновения.
Abstract: the article deals with the main theoretical approaches to the problem of negation as a form of psychological defense. The main goals, objectives and hypotheses of theoretical and empirical research of the phenomenology of negation in the process of ontogenesis are described. Social reasons and factors for development of negative forms of negation in children are discussed. Principles for development of psychological and pedagogical technologies to manage the risks incurred are proposed.
Ключевые слова: отрицание, психологическая защита, социальные причины возникновения отрицания, генезис форм отрицания, отрицание у детей.
Keywords: denial, psychological defense, social reasons for denial, origin of negation forms, negation in children.
Литература
1. Жежелевская А. А., Подпругина В. В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта // Вестник МГЛУ. Серия «Психологические науки». 2010. выпуск № 7 (586). М.: ИПК МГЛУ «Рема». С. 210-218.
2. Жекибаева Б. А. Поведение как отражение нравственно-эстетической сущности человека // European Researcher. 2013. № 5-3 (50). С. 1421 -1425.
3. Желеско П. С., Роговин М. С. Исследование отрицания в практической познавательной деятельности. Кишинев, 1985. 135 с.
4. Золотова А. Д. Субъектный компонент системы профилактики аддиктивного поведения детей // European Researcher. 2014. № 6-1(76). С. 1091-1097.
5. Лебедев С. А. Методы чувственного уровня научного познания // European Researcher. 2015. № 2 (91). С. 163-168.
6. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2010. 507 с.
7. Моторина Н. В. Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка // Вестник науки и образования. 2014. № 1. С. 79-84.
8. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е изд. / Под ред. Г. Шишкоффа / Пер с нем. М.: Республика, 2003. 576 с.
9. Чиркова Т. И. Принцип неопределенности в методологии психологии / Методологические основы психологии: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. C. 79-93.
10. Чиркова Т. И. Психология разрушения: Монография. М.:ИНФРА-М, 2015. 192 с.